Воскресенье, 19.11.2017, 02:11
Приветствую Вас, Гость

ПОДГОТОВКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ПЛАВАНИЮ

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется личность и закладывается прочная основа физического здоровья. В этот период интенсивно протекают рост и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования его отдельных органов и систем. А незавершенность созревания детского организма определяет его неустойчивость и большую чувствительность даже к незначительным отрицательным воздействиям внешней среды, что может послужить причиной возникновения отклонении в состоянии здоровья.

В сохранении и укреплении здоровья вообще, в правильном физическом развитии детей в частности, большую роль играет двигательная активность. Медицинские наблюдения показали, что люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и закаливающие свой организм, реже болеют, и если заболевают, то легче переносят болезнь, быстрее выздоравливают и восстанавливают свою работоспособность.

Физическое воспитание детей уже в дошкольные годы становится все более важной проблемой. В связи с этим и вызвана необходимость создания в дошкольном учреждении режима высокой двигательной активности, который предусматривал бы использование комплекса различных средств физического воспитания, насыщение повседневной жизни детей подвижными играми, спортивными упражнениями и т. д.

Медико-физиологические исследования и передовой опыт дошкольных учреждений показывает, что в детском организме заложены большие возможности для тренировок. Внедрение доступных детям элементов спорта в систему воспитания дает положительные результаты. Разнообразные спортивные упражнения, развлечения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. В работе с дошкольниками следует использовать такие виды спортивных упражнений, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными нагрузками или с расслаблением мышц. Именно такой характер имеет плавание (Т.И. Дмитриенко, 1983г).


Наличие крытого бассейна в здании дошкольного учреждения создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. В нашем ДОУ имеется бассейн шириной Зм и длинной 6м, где проводятся занятия с детьми всех возрастных групп, начиная с ясельной.

Задачи, средства и методические приемы обязательно соответствуют возрастным особенностям занимающихся. Следовательно выделяется несколько этапов обучения (по Т.О. Казаковцевой, 1984г):

1.  учить не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней;

2.          учить   передвигаться   в   воде   по   дну   бассейна   различными
способами;

3.          учить погружаться в воду;

4.          учить дыханию в воде (выдоху в воду);

5.          учить лежанию на поверхности воды на груди и на спине;

6.          учить скольжению в воде на груди и на спине;

7.          обучение координационным возможностям в воде (выполнение
простейших движений ногами) при скольжении на груди и на
спине;

8.          обучение координационным возможностям в воде (выполнение
простейших движений руками) при скольжении на груди и на
спине;

9.          развитие и совершенствование координационных возможностей в
воде (обучение сочетаниям движений руками и ногами);

10.обучение облегченным способам плавания; 11. обучение спортивным способам плавания.

В качестве средств решения этих задач выступают специальные подготовительные упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей.

К окончанию посещения детского сада практически все дети подготовительной группы, регулярно посещавшие занятия, свободно чувствуют себя в воде, плывут от 12 до 18 метров, согласовывая движения рук и ног с дыханием.

В заключении курса обучения проводится районный праздник-соревнование для детей 6-7 лет, в котором принимают участие детские сады, имеющие бассейн. В программу праздника включается проплывание на время дистанции 12-15 метров. Поэтому возникла необходимость подготовки детей к районному празднику на воде. В обязанности инструктора по плаванию на начальном этапе входит отобрать детей в команду, при этом он должен учитывать:

-         результаты диагностики;

-         умение ребенка свободно держаться на воде;

-         результаты медицинских показателей;


-   психологическое развитие ребенка.

За 3 месяца до соревнований проводятся отборочные заплывы среди детей старшего дошкольного возраста. С лучшими результатами в группу (команду) отбирается 8-10 человек (девочек и мальчиков поровну). В сетку занятий вводится дополнительная тренировка, таким образом дети занимаются 3 раза в неделю по 30-35 минут (в воде). Каждое тренировочное занятие проводится примерно по следующей схеме (по Н.Ж. Булгаковой, 1984):

-         выполнение    комплекса    общеразвивающих    и    специальных
упражнений (на суше);

-         разминка (проплывание дистанций с полной координацией или
плавание с помощью рук и ног);

-         развитие необходимых пловцу качеств: скорости, выносливости,
скоростной выносливости;

-         плавание с целью совершенствования техники;

-         выполнение   упражнений,   направленных   на   увеличение   силы
мышц, работающих при гребках;

-         свободное   плавание   для   приведения   организма   в   спокойное
состояние.

Перед преподавателем ставятся следующие задачи:

-         выявить у ребенка наиболее получающийся способ плавания;

-         способствовать совершенствованию техники плавания, устранению
ошибок, увеличению проплываемых расстояний;

-         учить выполнять старт из воды при плавании кролем на груди и на
спине;

-         учить финишировать;

-         подобрать упражнения для развития выносливости;

-         способствовать увеличению скорости и качества проплывания на
отрезке 12-15 метров;

-         содействовать повышению мотивации успеха.

Перед началом проведения тренировок с детьми целесообразно побеседовать, рассказать о целях проводимых тренировок, познакомить с названием команды, показать фото- и видеоматериалы с записями соревнований прошлых лет.

На самих занятиях-тренировках большое внимание уделяется заплывам на дальность, причем каждый ребенок плывет тем способом, который у него лучше получается. Хорошим упражнением является плавание на задержке дыхания, именно поэтому на занятиях используется большое количество дыхательных упражнений. Как только достигается синхронность в движениях рук и ног, можно начинать работать над сочетанием их с дыханием. Быстрота совершенствуется в различных эстафетах, в соревновании детей друг с другом, при плавании на различные дистанции. Развитию


выносливости способствует выполнение упражнений сериями, 1 раз в 2 недели проводится контрольное занятие, на котором фиксируется время каждого ребенка. Последние 2-3 занятия перед соревнованиями проводятся в большом бассейне. Именно на этом этапе окончательно формируется состав команды.

После участия в соревнованиях педагог совместно с детьми должен обязательно проанализировать итоги, на основании которых руководитель физического воспитания делает соответствующие выводы и вносит необходимые коррективы в методику подготовки детей старшего дошкольного возраста к соревнованиям по плаванию.

Технологии образования в области ФВ (сборник научно-методических работ). Под общей редакцией проф. Журавина М.Л., Сайкиной Е.Г. -С.-Пб, 2003.-с.