Воскресенье, 19.11.2017, 02:20
Приветствую Вас, Гость

 1 «Модель индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОУ» на основе системы индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов

Скачать Приложение: ГБДОУ 139 - модель 

Предпосылки модели.  Во-первых, модель основана на системе положений, выявленных на основе анализа методологической базы. Во-вторых, модель обусловлена парадигмой системы образования, выражающейся в социальном заказе и векторе политики системы образования, актуализирующих систему повышения квалификации по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОУ», что подтверждается современной нормативной базой: ФГОС ОО, ряд федеральных законов, постановлений правительства и т.д. Следующим блоком предпосылок, обусловившим актуальность модели, явились результаты опроса экспертов, в ходе которого были выявлены противоречия в организации образовательного процесса на курсах повышения квалификации по направлению здоровьесберегающей деятельности ОУ. Кроме того, учитывался фактор корреляции профессиональной и личностной культуры здоровья педагога с состоянием здоровья учащихся, а также эффективностью здоровьесберегающей деятельности на уровне ОУ. Заключительный блок предпосылок – выявленные характеристики педагогов.

Схематично предпосылки модели можно представить следующим образом.

Ключевые предпосылки к разработке модели

 

На основе опроса экспертов были выявлены противоречия в имеющихся системах повышения квалификации по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОУ» районного и городского уровней:

— Отсутствие внимания системы повышения квалификации по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОУ» к культуре здоровья самого педагога.

— Отсутствие полноценной индивидуализации процесса обучения, исходя из уровня подготовленности и индивидуальных особенностей и потребностей слушателей.

— Отсутствие внимания к моральному комфорту слушателей в рамках образовательного процесса

—  Неоптимальные формы и методы проведения обучающих мероприятий.

— Отсутствие полноценной программы оценки эффективности освоения программы, учитывающей динамику культуры здоровья педагога и эффективность его дальнейшей здоровьесберегающей деятельности на уровне своего ОУ.

— Отсутствие разноуровневой системы сопровождения образовательного процесса в рамках системы повышения квалификации.

— Отсутствие учета гигиенических характеристик при построении образовательного процесса: режима проветриваний, освещенности, графика работоспособности слушателей.

— Низкая межведомственная координация.

 Статические характеристики педагогов, выявленные в ходе констатирующего эксперимента: низкий уровень специальных знаний в области здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; низкий уровень реальной культуры здоровья педагогов: неоптимальность образа жизни, показатели состояния здоровья и т.д.

Корреляции между уровнем культуры здоровья педагога и эффективностью здоровьесберегающей деятельности ОУ

—  педагоги, соблюдающие принципы здорового образа жизни, демонстрируют более высокую степень вовлеченности в тематику, что выражается в частоте и качестве проводимых тематических мероприятий по вопросам ЗОЖ;

—  педагоги с более высоким уровнем культуры здоровья характеризуются высокой степенью психологического благополучия, что положительно влияет на стиль взаимодействия с учащимися и общий комфорт последних;

— педагоги, соблюдающие ЗОЖ, предоставляют учащимся личный пример.

Таким образом, проведенное предварительное исследование позволило обосновать одну из составляющих разрабатываемой модели системы повышения квалификации — целенаправленное формирование у слушателей характеристик, детерминирующих уровень личностной культуры здоровья педагога как фактор влияния на эффективность его здоровьесберегающей деятельности на уровне ОУ. При осуществлении повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОУ» целесообразно ориентироваться на достижение конечного результата в единстве подготовки специалиста: во-первых, способного к эффективной реализации здоровьесберегающей деятельности в условиях ОУ, во-вторых, характеризующегося высоким уровнем личной культуры здоровья и реальным соблюдением принципов здорового образа жизни.

 

Описание модели

Разработанная модель индивидуализации процесса повышения квалификации основывается на системе индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов (далее – ИООМ) и включает в себя 4 ключевых структурных компонента: целевой, индивидуализационно-содержательный, индивидуализационно-процессуальный и результативно-диагностический.

- Целевой блок подразумевает целеполагание по двум ключевым направлениям: во-первых, достижение образовательных результатов, во-вторых, формирование культуры здоровья.

- Индивидуализационно-содержательный блок нацелен на формирование адресного содержательного наполнения образовательной программы.

- Индивидуализационно-процессуальный блок реализуется посредством уточнения процессуальных элементов ИООМ.

- В свою очередь, результативно-диагностический компонент ориентирован на комплексную диагностику эффективности реализации модели.

Основу модели составляют индивидуальные оздоровительно-образовательные маршруты, которые представляет собой программу, спроектированную для конкретного слушателя (или группы обучающихся) с целью создания условий для укрепления его комплексного здоровья, коррекции нарушений в адаптации, выявленных посредством диагностики, а также достижения воспитательных (формирование культуры здоровья) и образовательных (формирование знаний по тематикам образовательной программы посредством индивидуальной траектории обучения: выбора мероприятий вариативного модуля, типа системы сопровождения и т.д.) целей. 

Таким образом, на основе проведенной диагностики для педагогов  составляется индивидуальный маршрут, ориентированный, во-первых, на укрепление комплексного здоровья слушателя посредством внедрения адресных рекомендаций (комплексов упражнений, рациона питания), во-вторых, на достижение образовательных результатов. ИООМ представляет собой открытую систему в единстве элементов, обобщенных в таблице.

 

 

 

Таблица «Структурная модель ИООМ в рамках разработанной образовательной программы»

Направление

Конкретизация

Концептуальный
элемент —

совокупность целей,
и принципов в рамках ИООМ

Целеполагание в рамках ИООМ основывается на результатах комплексной диагностики и включает в себя:

— достижение образовательных целей: формирование комплекса компетенций, соответствующих разработанной модели результатов освоения программы,

— укрепление соматического здоровья, 

— улучшение психологического статуса,

— повышение уровня культуры здоровья,

— личностное развитие слушателя и т.д.

Содержательный
элемент — содержание образования, которое осваивается в процессе реализации индивидуального маршрута

В рамках ИООМ слушатели самостоятельно наполняют вариативный модуль по каждому разделу образовательной программы, а также выбирают оптимальный уровень системы сопровождения.

Наполнение   вариативного модуля программы представляет собой выбор наиболее интересных и актуальных для слушателей тематик в рамках следующих предложенных направлений:

— физиологическое здоровье

— психологическое благополучие 

— ЗОЖ 

— здоровьесберегающая деятельность ОУ

— воспитание культуры здоровья в условиях ОУ

— интеллектуальное и творческое развитие учащихся

Кроме того, варьируется содержательное наполнение воспитательного компонента ИООМ:

—корректирующие мероприятия по физической культуре

— адресные рекомендации по построению рациона питания

— оптимизация социально-психологического благополучия

Процессуально-технологический элемент — совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования

ИООМ предполагает индивидуализацию следующих
аспектов: 

— методы обучения, 

— формы постановки задачи,

— вид сопровождения, индивидуальные задания в рамках самостоятельной работы, 

— корректировка процесса преподнесения материала с учетом ведущего канала восприятия, 

— способ осуществления коммуникаций,

 

 

Разработанную модель системы повышения квалификации можно представить в единстве 4 ключевых структурных блоков: целевой, индивидуализационно-содержательный, индивидуализационно-процессуальный и результативно-диагностический компоненты модели

 

 

 

 

Рисунок. Модель системы повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОУ»

 

Из схемы модели видно, что целевой блок подразумевает целеполагание по двум ключевым направлениям: во-первых, достижение образовательных результатов, во-вторых, формирование культуры здоровья. Индивидуализационно-содержательный блок нацелен на формирование адресного содержательного наполнения образовательной программы.

Индивидуализационно-процессуальный блок реализуется посредством уточнения процессуальных элементов ИООМ.

В свою очередь, результативно-диагностический компонент ориентирован на комплексную диагностику эффективности реализации модели.

С точки зрения процессного подхода, реализация разработанной модели процесса повышения квалификации может быть представлена на рисунке.

Рисунок 10. Система повышения квалификации, процессный подход