Воскресенье, 19.11.2017, 02:21
Приветствую Вас, Гость

Система диагностических методик

Скачать приложения:

Опросники для детей

Опросник для педагогов

Разработанный диагностический аппарат реализуется по двум основным направлениям:

 

1. Диагностика уровня культуры здоровья педагогов в единстве профессионального и личностного компонентов

Для обобщения полученных результатов и выявления реальной эффективности сформированности культуры здоровья педагогов была разработана интегрированная методика оценки результатов, представляющая собой трехуровневую систему диагностики культуры и состояния здоровья респондентов.

Данная методика обусловлена наличием следующих основных противоречий в существующих технологиях оценки культуры здоровья, выявленных в ходе исследования:

—    между восприятием респондентами изменений в собственном образе жизни и их реальным внедрением: как правило, слушатели декларируют соблюдение ЗОЖ, заявляя о наличии изменений в собственном образе жизни, однако не претворяют в жизнь реальных действий, ограничиваясь «осознанием», «пониманием» и «признанием значимости».

—    между оценкой ценностного отношения и реальной результативностью проведенных образовательных и воспитательных мероприятий: в традиционных системах диагностики отсутствует корреляция между проведенными мероприятиями и их реальным влиянием на состояние здоровья респондента.

Иными словами, часто изменение отношения не оказывает должного эффекта и не приводит к внедрению коррективов в образ жизни индивида, что, в свою очередь, не приводит к улучшению состояния здоровья (как одной из конечных целей). Для разрешения выявленных противоречий была разработана трехуровневая система оценки культуры здоровья.

Первый уровень заключается в субъективной оценке респондентами динамики своего отношения к вопросам здоровья и образа жизни — слушателям предлагается отметить наличие изменений в восприятии рассмотренных вопросов. Диагностическим аппаратом является разработанная в ходе исследования система анкет.

Второй уровень оценки культуры здоровья представляет собой выявление и анализ конкретных изменений, внедренных в образ жизни респондента и подтвержденных с помощью «Журнала здоровья педагога». К возможным мероприятиям, внедренным в практику жизнедеятельности слушателей, относятся: переход на правильное питание, внедрение двигательной активности, оптимизация режима сна и т.д., что соответствует тематикам, рассмотренным в ходе программы повышения квалификации.

В рамках третьего уровня диагностики культуры здоровья выявляется динамика состояния здоровья респондентов как результат проведенных мероприятий на основе результатов мониторинга здоровья, анализа статистики заболеваемости, результатов психологических тестов, а также самооценки состояния здоровья.

Данная система диагностики позволяет не только выявить изменения в ценностном отношении педагогов к здоровью, но также идентифицировать конкретные нововведения в образе жизни, после чего оценить их результативность, выраженную в динамике состояние здоровья.

 Для выявления динамики были повторно проведены элементы первичного мониторинга: опрос педагогов, нацеленный на определение степени ценностного отношения; самоанализ дневника здоровья, нацеленный на определение реальных нововведений в рамках ЗОЖ; самоанализ состояния здоровья и самочувствия; результаты мониторинга здоровья. Для обобщения данных слушатели сформировали «Карту здоровья», характеризующуюся тремя основными компонентами, выраженными в балльной системе: ценностное отношение к здоровью, предпринятые действия по оптимизации образа жизни и объективная динамика состояния здоровья.

Логика обработки информации представлена в таблице.

 

Таблица — Форма обобщения результатов системы диагностики уровня культуры здоровья слушателей в результате прохождения обучения

Показатель

Динамика

положительная

негативная

Уровень 1 «Ценностное отношение»

Динамика ценностного отношения к ЗОЖ

Значимая

+2 б.

Незначительная

+1 б.

Отсутствует

0 б.

Негативная

— 1б.

Уровень 2 «Оптимизация образа жизни»

Совершение реальных действий по оптимизации образа жизни

Значительные

+2 б.

Незначительные

+1 б.

Запланированы

0 б.

Отсутствуют

— 1б.

Уровень 3 «Состояние здоровья»

Динамика соматического здоровья

Значимая

+2 б.

Незначительная

+1 б.

Отсутствует

0 б.

Негативная

— 1б.

Динамика психологического благополучия

Значимая

+2 б.

Незначительная

+1 б.

Отсутствует

0 б.

Негативная

— 1б.

Подведение итогов

Сопоставление культуры здоровья и динамики состояния здоровья

Отмечается положительная динамика в состоянии здоровья

+2 б.

Положительная динамика уровня отношения и предпринятых действий, без улучшения состояния здоровья

+1 б.

Положительная динамика исключительно на уровне отношения

0 б.

Динамика отсутствует

— 1б.

 

Из таблицы видно, на уровне каждого слушателя трехуровневая оценка уровня культуры здоровья была обобщена согласно форме.

 

 

2. Проективная методика диагностики уровня культуры здоровья дошкольников

Разработана и апробирована методика диагностики уровня культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста, оформленная в виде стимульного материала, в основе которого лежат проективные методики.

Диагностическая методика позволяет выявить характеристики образа жизни ребенка, а также уровень его ценностных установок на ЗОЖ. На основе результатов диагностики возможна оптимизация и индивидуализация образовательных и воспитательных мероприятий.

Анкета состоит из двух структурных блоков: опросник и задания для детей,  материал для обработки ответов.

Вопросы анкеты структурированы по четырем основным блокам: «здоровье в целом», «режим дня», «здоровое питание», «двигательная активность».

В ходе диагностики применяются следующие элементы видов деятельности: «нарисовать», «продолжить предложение», «придумать историю или сказку», «соотнести с предложенными вариантами» (геометрическими фигурами) и другие.

В ходе работы со стимульным материалом в качестве эксперта выступает взрослый, которым может быть воспитатель / педагог / психолог / привлеченный специалист / родитель и т.д. Взрослый озвучивает ребенку вопрос и при необходимости предоставляет помощь при заполнении поля для ответа, после чего анализирует результат и поведение ребенка в процессе диагностики по предложенной в рамках методики схеме. Целесообразным является вовлечение родительской общественности посредством предоставление возможности заполнения бланков анкеты на дому. В таком случае родителям необходимо предоставить также бланк обработки результатов, так как при подведении итогов учитываются аспекты, проявляющиеся в процессе совместного заполнения анкеты (например, степень затруднений ребенка, количество подсказок и т.д.)

Заполнение анкеты можно проводить не единовременно, а в течение некоторого времени, но не более двух недель.

Каждый вопрос направлен на проведение диагностики по двум основным целевым направлениям: культура здоровья (цели здоровья), интеллектуальное развитие детей (цели обучения). При этом каждый вопрос анкеты имеет «нормативный» ключ к обработке результатов: анализ ответов по направлению «здоровье» основывается на рекомендациях СанПиН2.4.1.3049-13, в то время как диагностика уровня развития осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Каждое целевое направление имеет трехуровневую систему градации оценки: уровень риска, напряжения и нормы, чему соответствует своя балльная оценка и цветовая кодировка.